Нахождение в состоянии алкогольного опьянения



В каких общественных местах нельзя находится в нетрезвом виде?

Человек в подпитии – явление нередкое. Но если некоторые люди продолжают себя вести адекватно, то есть личности, проявляющие агрессию и доставляющие массу неудобств окружающим. Именно поэтому появление в общественных местах в состоянии опьянения карается законом, статьи которого указаны в КоАП. Нарушения классифицируются по тяжести, и в зависимости от этого устанавливается наказание: штраф, лишение свободы. Также предусмотрены наказания в ТК РФ – нахождение в состоянии алкогольного опьянения на работе чревато выговором, временным отстранением от должности или увольнением по статье. Основными нормативами, регулирующими вопрос, являются Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и ФЗ №171.

Алкогольное опьянение: расшифровка понятия

Появление в общественных местах в состоянии опьянения, способном оскорбить человеческое достоинство и нарушить нормы общественной морали предусматривает ответственность по ст. 20.21 КоАП РФ. Не имеет значения, какими напитками вызвано состояние: крепкими или слабоалкогольными напитками, другими веществами наркотического характера.

Но как найти ту норму, после которой человек становится наказуемым? Считается ли основанием для штрафа выход на улицу и поездка в транспорте после бокала пива, вина? Закон разъясняет понятие так: штраф или административное наказание накладывается в случае возмущения общественного порядка, угрозы безопасности окружающим. То есть нарушение должно быть совершено: действиями, внешним видом, высказываниями. Пример: пьяный человек в парке громко сквернословит, оскорбляет прохожих, ходит в дурнопахнущей одежде, оголяет интимные места, шатается, падает, угрожает или нападает на прохожих, а также укладывается спать на ближайшем газоне. Все действия попадают под закон об административных правонарушениях и наказываются в установленном порядке.

Важно! Нахождение в нетрезвом виде в общественном месте само по себе не является противозаконным, нарушение касается только неконтролируемого поведения, нарушений нормы приличий, общественной безопасности.

Где нельзя появляться в состоянии опьянения

Полный список мест, в которых появление в нетрезвом состоянии грозит наказанием, приведен в ст. 20.21 КоАП:

  • образовательные, медицинские, государственные, детские учреждения;
  • культурные, спортивные объекты;
  • транспорт городского, пригородного сообщения, остановочные пункты;
  • вокзалы авто-, аэро-, железнодорожного назначения, места скопления общественности;
  • общественные пляжи, места публичного отдыха, в том числе парки.

Важно! Если человек находился в указанных местах в алкогольном опьянении, он наказывается штрафом в размере 500-1500 руб. или административным арестом на срок до 15 суток. Под запрет появления попадает также любое помещение публичного порядка: библиотека, музеи и прочее.

Недостойное поведение: объяснение понятия

Хотя закон запрещает появление в нетрезвом виде в общественном месте, иногда подобного не избежать. Например, выпили немного больше в ресторане и нужно добраться до дома – на такси денег уже нет, что делать?

Важно! Привлечение к ответственности возможно только за провокации и недостойное поведение, само состояние легкого опьянения не ведет к наказанию.

Что считать недостойным или провокационным поведением – это нарушение норм общественного приличия, порядка. Абсолютно трезвый гражданин, громко разговаривающий по телефону или бросающий мусор мимо урны не вызывает порицания, а вот индивидуум в нетрезвом состоянии действия квалифицируются уже как «недостойные» и полиция не будет разбираться в том, насколько человек пьян. Таким образом, под данное понятие подходят все проявления: громкий смех, нецензурные выражения, шатание.

Важно! Если своим поведением в пьяном виде гражданин представляет угрозу для окружающих, наказание ужесточается. Под «угрозой» подразумеваются: оскорбления, в том числе личного характера, направленная агрессия, нецензурные выражения, приставание и другие неадекватные формы поведения.

Для граждан, которым исполнилось 16 лет, предусмотрен штраф в размере до 1500 рублей или арест. За нахождение в нетрезвом виде и совершение противоправных оскорбляющих действий граждан несовершеннолетнего возраста ответственность несут родители. Об этом говорит статья 20.21 КоАП РФ.

Если сотрудники полиции задержали пьяного, они обязаны:

  1. выяснить наличие документов;
  2. попросить объяснения и причины данного поведения;
  3. отправить гражданина (при необходимости) на процедуру медицинского освидетельствования;
  4. выписать протокол и обозначить сумму штрафа.

Если же гражданин считает, что его задерживают неправомочно, штраф выписан напрасно, он может опротестовать решение в течение 10 суток с момента вручения копии составленного протокола. Потребуется судебное решение, все процедуры описаны в ст. 30.1 КоАП.

Важно! Работа – также общественное место, где появление в состоянии опьянения не рекомендуется. Здесь применяется статья Трудового Кодекса РФ № 81, предусматривающая минимально – выговор и максимально – увольнение. Решение принимает работодатель.

Несмотря на все указанные факты, часто наблюдается появление в общественном месте и в пьяном виде на улице массы подростков, людей постарше, например, в дни проведения спортивных матчей. В этом случае наряды полицейских оценивают состояние болельщиков по совершаемым действиям: наказание зависит от степени нанесения оскорблений, тяжести угроз и прочим чертам неадекватного поведения. Если гражданин находится в подпитии в публичном месте, но ведет себя нормально, ничего не будет. В противном случае задержанные проведут в участке до 15 суток, после чего выпивох отправят по домам.

А что будет, если слегка перепил на торжестве и теперь нужно добраться домой на другой конец города? Сесть в автобус и при этом вести себя нормально, лишь дыша запахом коньяку на окружающих – уже факт доставления неудобства для находящихся рядом людей. Окружающие имеют право вызвать наряд полиции, а уже те будут выяснять, была ли причина появляться в данном месте в данном состоянии и прочее. Итог: возможный штраф, потраченное время и нервы. Поэтому лучше всего будет найти денег на такси или смириться с наличием недовольных пассажиров.

Факт! Категорически не следует отправляться в метро, если гражданин в подпитии появился в метро, его остановят на пропускном пункте и отправят на процедуру освидетельствования. Если гражданина поймали в состоянии сильного подпития, без ориентиров в пространстве, ему обязаны вызвать бригаду неотложной помощи, а лишь потом выносить наказание по степени тяжести правонарушения.

ВАЖНО. Информация представленная в материале, носит исключительно информационно-ознакомительный характер. И не является инструкцией к действию. Необходима обязательная консультация с Вашим лечащим врачом.



Что грозит за нахождение в нетрезвом виде в общественном месте?

Одними из самых спорных и неоднозначных статей Кодекса Административных правонарушений являются те из них, в которых речь идёт об употреблении алкогольсодержащих напитков в общественных местах и само нахождение в этих местах под воздействием алкоголя. Наряду с очевидной потенциальной опасностью пьяного человека для окружающих большое значение приобретает так называемый человеческий фактор.

Речь идёт о безусловной субъективности оценки опасности представителями правоохранительных органов. Один и тот же выпивший человек может быть подвергнут административному наказанию одним сотрудником полиции и проигнорирован другим.

Само по себе пребывание в публичном месте под воздействием алкоголя не является причиной для наложения денежного штрафа. Если он выпил несколько бокалов вина, то опьянение может быть очевидным. Но если этот человек не выказывает никаких действий по отношению к окружающим, не совершает опасных или потенциально опасных действий, контролирует себя, то оснований для применения к нему положений статьи 20.21 КоАП нет.

Поводы для сотрудников полиции привлечь человека по данной статье появятся, если:

  • выпивший человек ведёт себя в обществе незнакомых людей нецивилизованно, грубым образом нарушает нормы и правила поведения;
  • поведение неадекватное по отношению к окружающим; оно доставляет проблемы посторонним людям;
  • выпивший человек не в состоянии контролировать свои действия; возможны потеря ориентации во времени и пространстве;
  • внешний облик пьяного неопрятен и способен оскорбить человеческое достоинство окружающих.

Портал bukva-zakona.com обращает ваше внимание на то, что основания для привлечения человека за пребывание в состоянии опьянения в общедоступных местах не содержат признаков агрессивного поведения или нарушения общественного порядка. К таким людям, скорее всего, будет применена другая статья КоАП (а возможно даже УК РФ) – мелкое хулиганство (и соответственно злостное хулиганство).

Некоторые люди, которые привлекаются к ответственности за нахождение в алкогольном опьянении в публичных местах, оправдываются тем, что позволили себе несколько бокалов вина или пива. С точки зрения статьи 20.21 КоАП это не имеет ровным счётом никакого значения. Важным является не причина опьянения, а сам факт пребывания в таком состоянии в публичном месте. Естественно, что должны быть налицо основания для привлечения такого человека к ответственности.

Важным моментом для понимания положений статьи 20.21 КоАП является определение общественного места. Таким местом считается любое пространство вне пределов своего дома, где возможны встречи с посторонними людьми, и в которое попасть посторонние люди могут совершенно свободно.

К таким местам относятся улицы городов, дворовые территории, парки, скверы, стадионы. Даже лестничные площадки в подъездах многоквартирных домов считаются публичными местами. В любом из перечисленных мест пребывание в пьяном виде может стать причиной наказания.

Что касается самого наказания, то положениями статьи 20.21 установлены размеры денежного штрафа в пределах от 500 до 1500 рублей. Пребывание в публичном месте в пьяном виде максимально может быть причиной ареста на 15 суток. Штраф выписывается сотрудниками полиции на месте. В таком случае оформляется протокол о совершении административного проступка, и в этом протоколе указывается размер штрафа.

Арест на человека может быть наложен только судебным решением. Поэтому выпившего человека сотрудники полиции сначала задерживают (если он самостоятельно не в состоянии добраться до дома или его поведение отличается повышенной агрессивностью и пренебрежением к окружающим).

Пятнадцати суточный арест (или арест любой другой продолжительности) применяется только после того, как суд рассмотрит материалы дела и вынесет соответствующее решение.

Субъективность данного административного нарушения становится причиной многочисленных злоупотреблений со стороны сотрудников полиции. Чаще всего это выражается в том, что протоколы о нарушении составляются в отношении тех лиц, которые хотя и находятся в состоянии опьянения, полностью себя контролируют, не совершают никаких аморальных действий, оскорбляющих достоинство посторонних людей.

Таким людям можно посоветовать, ни в коем случае не вступать в конфликт с сотрудниками полиции, но и не подписывать протокол об административном нарушении. Можно в протокол внести запись о том, что вы не согласны с предъявленными обвинениями и что ваше поведение не вредит окружающим.

Настаивать на медосвидетельствовании, наоборот, не стоит. Если вы выпили алкогольсодержащие напитки, то лишь это будет подтверждено официально. Чаще всего протокол составляется на месте, и признаки опьянения определяются «на глаз» — нетвёрдая походка, заплетающаяся речь и так далее. Отсутствие квалифицированного заключения медиков о наличии опьянения в дальнейшем можно использовать для опротестования наказания.



Статья 20.21 КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Новая редакция Ст. 20.21 КоАП РФ

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Комментарий к Статье 20.21 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона состоит в появлении в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Вредные последствия для общества состоят в оскорблении общественной морали и нравственности, выражающемся в лицезрении лиц, находящихся состоянии опьянения.

В качестве общественных мест выступают улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и иные места скопления граждан.

3. Субъектом правонарушения выступают граждане.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в случае передачи им дел

Другой комментарий к Ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность.

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, квалифицируется как правонарушение независимо от того, в результате потребления алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача наступило такое опьянение. Основным признаком деяния является нахождение в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в общественных местах.

Квалификация рассматриваемого правонарушения должна осуществляться с учетом результатов медицинского освидетельствования лица.

2. Особенность объективной стороны данного правонарушения состоит в том, что лицо появляется в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (грубые выкрики, непристойная жестикуляция, неопрятный вид, мокрая, грязная, расстегнутая одежда, вызывающая брезгливость и отвращение, утрата чувства стыда, нарушение координации движения или полная беспомощность при бесчувственном состоянии).

Под общественным местом в диспозиции рассматриваемой статьи понимаются: улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие общественные места, где наблюдается скопление людей (см. п.2 комментария к ст.20.20). Под общественным местом в данном случае понимаются также организации торговли и общественного питания, где разрешена продажа алкогольной продукции в розлив.

Если появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, ответственность должна наступать за мелкое хулиганство по ст.20.1 КоАП РФ.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут являться лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. Правонарушение выражается в форме умысла.



Действия сотрудников полиции, применяемые к гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения

Действия сотрудников полиции, применяемые к гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения

Норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу, как для самих себя, так и для окружающих.

К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.

Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные статьями 20.20 (потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) и 20.21 Кодекса.

Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

При выявлении признаков административного правонарушения, в том числе ответственность за которые предусмотрена ст. 20.21 Кодекса сотрудники подразделений патрульно-постовой службы полиции обязаны:

1. Немедленно потребовать прекращения противоправного поведения.

2. Проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя.

3. Установить и записать данные о свидетелях (если таковые имеются), объяснить свидетелям их права и обязанности в соответствии с действующим законодательством.

4. Определить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу:

4.1. Наличие события административного правонарушения.

4.2. Лицо, совершившее противоправные действия.

4.3. Виновность лица в совершении административного правонарушения.

4.4. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

4.5. Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

5. Составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса.

В целях составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного КоАП РФ при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения в соответствии со статьей 27.2 Кодекса осуществляется доставление физических лиц в служебные помещения ближайшего органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления.

О доставлении составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании.

За появление граждан на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в соответствии со статьей 20.21 Кодекса предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях возложена на должностных лиц органов внутренних дел (полиции) (ч.1 ст.28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст.23.3 Кодекса) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч.2 ст.23.1 Кодекса).

Кроме того, в случае, если лицо находится в состоянии алкогольного опьянения и утратило способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, сотрудники полиции принимают меры к оказанию первой помощи, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи и обеспечивают сохранность имущества лица, находящегося в состоянии опьянения.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах МВД России определены Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 301.

В соответствии с указанным нормативным правовым документом задержанные лица содержатся в специальных помещениях под охраной сотрудников полиции в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. В целях осуществления наблюдения может использоваться аудио- и видеотехника.

Водворение задержанных лиц в специальные помещения осуществляется сотрудниками полиции круглосуточно при наличии документов, подтверждающих основания задержания.

Перед водворением в специальное помещение сотрудник полиции проводит опрос задержанного лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании.

Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с задержанными лицами в присутствии 2 понятых того же пола.

В случае обнаружения у задержанных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

У задержанных лиц изымаются предметы и вещи по перечню и в порядке, которые установлены Министерством внутренних дел Российской Федерации, о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

Сотрудники полиции обязаны обеспечить сохранность изъятых у задержанных лиц предметов и вещей до истечения срока задержания, после чего они возвращаются задержанному лицу, за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, обувь (в одном комплекте), носовые платки, предметы личной гигиены и туалетные принадлежности.

В целях обеспечения учета лиц, подвергнутых задержанию, в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации формируется и ведется реестр указанных лиц. Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию, определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Хранение, использование и распространение информации, содержащейся в реестре лиц, подвергнутых задержанию, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

При возникновении угрозы жизни и здоровью задержанного лица или угрозы совершения против него преступления либо иного противоправного деяния сотрудники полиции обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности.

Норма санитарной площади в специальном помещении, предназначенном для размещения задержанных лиц, составляет 4 кв. метра на одного человека.

В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже 18 градусов по Цельсию.

Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток и до рассвета.

В специальном помещении раздельно размещаются:

лица мужского и женского пола;

несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний.

Запрещается размещение в специальных помещениях:

лиц, с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое», а также лиц, находящихся в тяжелой степени алкогольного или иного вида опьянения;

лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

Указанные лица не размещаются в специальных помещениях при наличии у них справок или заключений, свидетельствующих о болезни или беременности, выданных медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, станцией скорой медицинской помощи или медицинским работником выездной бригады скорой медицинской помощи.

Не подлежат размещению в специальных помещениях задержанные лица, имеющие при себе детей в возрасте до 14 лет (когда их возраст очевиден либо подтверждается свидетельством о рождении или иными документами), при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна, постельными принадлежностями и постельным бельем.

Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении сотрудников полиции.

Задержанные лица имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы), столовые предметы, постельное белье и продукты питания от родственников и других лиц, личность которых установлена.

Передаваемые задержанным лицам вещи, предметы и продукты питания проверяются сотрудником полиции и предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Проверка вещей, предметов и продуктов питания не должна приводить к их порче и невозможности использования по назначению.

Использование предметов первой необходимости задержанными лицами допускается только под наблюдением сотрудника полиции. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими вещами и предметами, изъятыми у задержанного лица, за исключением подлежащих утилизации использованных предметов личной гигиены и продуктов питания с истекшим сроком годности.

Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время».

В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205.

Организация оказания медицинской помощи задержанным лицам, их направление и доставление в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, охрана задержанных лиц при доставлении и нахождении в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения до истечения установленного срока задержания, привлечение медицинских работников указанных организаций для медицинского обеспечения задержанных лиц по месту их содержания, уведомление сотрудников полиции об окончании срока нахождения в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения задержанных лиц, направленных для прохождения стационарного лечения, осуществляются в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Организация оказания медицинской помощи задержанному лицу осуществляется сотрудниками полиции безотлагательно по требованию данного лица.

При необходимости сотрудники полиции принимают меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан.

При нахождении задержанного лица в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства, сотрудники полиции вызывают выездную бригаду скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи задержанному лицу.

В случае если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи задержанное лицо нуждается в лечении в стационарных условиях, оно направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, в которой до истечения установленного срока задержания полиция обеспечивает охрану задержанного лица.

Задержанные лица по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи могут пользоваться лекарственными препаратами для медицинского применения, которые подлежат хранению в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдаются задержанным сотрудниками полиции в порядке, установленном медицинскими работниками.

В случае тяжелого заболевания, травмы, увечья либо смерти задержанного лица сотрудники полиции незамедлительно, но не позднее 3 часов, сообщают об этом его близким родственникам или близким лицам, а также прокурору.

Порядок реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан регламентирован Наставлением, утверждённым приказом МВД России от 30 апреля 2012 года № 389.

В соответствии с указанным нормативным правовым документом выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с установленными правилами.

По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается одно из следующих решений:

1) О помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции» (далее — «помещение для задержанных»).

2) Об освобождении лица при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных.

3) О направлении лица в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи оно нуждается в лечении в стационарных условиях.

4) О передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям;

должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

5) О передаче лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 КоАП, представителю воинской части или соответствующего органа (учреждения).

6) Об освобождении лица, обладающего в соответствии с законодательством Российской Федерации неприкосновенностью.

Оперативный дежурный обязан быть тактичным и вежливым в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью и возможность самовольного оставления ими данных помещений.

В случае доставления в дежурную часть за совершение административных правонарушений военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов оперативный дежурный обязан известить командира воинской части (военного коменданта) либо начальника соответствующего органа (учреждения) о произведенном доставлении, вызвать, при необходимости, представителя воинской части или указанных органов (учреждений) для передачи доставленного лица в целях привлечения его к дисциплинарной ответственности. При совершении лицами данной категории административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 2.5 КоАП, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на общих основаниях.

После доставления граждан в дежурную часть оперативный дежурный также обязан разъяснить доставленному лицу основания ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. После этого поместить доставленное лицо в помещение для задержанных, оборудованное в соответствии с установленными правилами.

В случае если выясняется неправомерность задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены извинений.

Доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с доставленными в присутствии двух понятых того же пола.

В случае обнаружения у доставленных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

На сотрудников дежурной части возлагается обязанность обеспечить сохранность изъятых предметов и вещей до истечения срока задержания, после чего они возвращаются лицу, за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

Кроме этого, оперативный дежурный обязан организовать дактилоскопирование доставленных лиц, которые подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

В обязательном порядке оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора, либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично, за исключением случаев, которые предусмотрены частью 11 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Перед водворением в помещение для задержанных оперативный дежурный проводит опрос лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании.

Если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью), а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, попытки самоубийства в помещении дежурной части, доложив о произошедшем начальнику территориального органа МВД России либо лицу, исполняющему его обязанности, оперативный дежурный обязан:

1) Вызвать выездную бригаду скорой медицинской помощи, до приезда которой начать оказание первой помощи, обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом. Если скорая медицинская помощь не может быть получена доставленным лицом своевременно или отсутствует, оперативный дежурный обязан принять меры к его доставлению в ближайшую медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения.

2) Выяснить причины и обстоятельства получения ранений, телесных повреждений у доставленного лица, отразить это в составленном протоколе о задержании. В случае получения информации о причинении ранений, телесных повреждений в результате насильственных действий, получить от него заявление, а при невозможности получения заявления составить мотивированный рапорт, которые зарегистрировать в Книгу учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях.

3) Получить письменные объяснения (рапорта) от очевидцев об обстоятельствах происшествия в случае причинения доставленным лицом себе телесных повреждений и покушения на самоубийство в помещении дежурной части.

Составить протокол о задержании либо об административном задержании, одну копию протокола вручить задержанному лицу, другую копию направить в подразделение информационного обеспечения территориального органа МВД России для включения сведений о задержанном в реестр лиц, подвергнутых задержанию.

В отношении лиц, подвергнутых административному задержанию, после установления их личности и выяснения всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии состава административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении либо, при наличии оснований, перечисленных в статье 24.5 КоАП, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Указанные лица содержатся в помещениях для задержанных не более трех часов с момента доставления, а лица, находящиеся в состоянии опьянения — с момента вытрезвления за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП, когда срок административного задержания может быть продлен до 48 часов.

После составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении указанные лица подлежат освобождению либо, в случаях, когда за совершенное ими административное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного ареста или административного выдворения, подлежат направлению в суд для рассмотрения в их присутствии дела об административном правонарушении.

В отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений оперативный дежурный обязан обеспечить составление протокола о задержании в порядке и сроки, предусмотренные статьями 91, 92 УПК, а также организовать проведение в порядке и на основании статьи 184 УПК личного обыска, о производстве которого составить протокол в соответствии с уголовно-процессуальном законодательством Российской Федерации.

О задержании подозреваемых, являющихся военнослужащими, или сотрудниками органов внутренних дел, уведомляется командование воинской части или начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

О задержании подозреваемых, являющихся членами общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого.

О задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

О задержании гражданина или подданного другого государства, в срок не позднее 12 часов с момента задержания уведомляется посольство или консульство этого государства.

О задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, уведомляются соответствующие органы, учреждения или должностные лица этих органов и учреждений.

После задержания лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, организуется их передача в места отбывания административного ареста.

При задержании лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, оперативный дежурный обязан установить и уведомить соответствующие учреждения, обеспечивающие исполнение назначенных судом мер.

При задержании лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, введенного в условиях чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», оперативный дежурный обязан установить их личность, организовать проведение необходимых процессуальных действий.

После задержания лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями непосредственную опасность для себя и окружающих, оперативный дежурный обязан вызвать врача-психиатра или иных специалистов и медицинский персонал, участвующих в оказании психиатрической помощи, и по заключению медицинского работника передать таких лиц в лечебное учреждение либо по месту жительства.

В случае задержания лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, оперативный дежурный обязан вызвать врача-психиатра или иных специалистов и медицинский персонал, участвующих в оказании психиатрической помощи, и по заключению медицинского работника передать таких лиц в ближайшее психиатрическое лечебное учреждение, осуществляющее принудительное лечение.

В случае задержания лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, оперативный дежурный обязан, после получения постановления суда об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, незамедлительно организовать направление указанного лица в следственный изолятор уголовно-исполнительной системы.

Доставленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, прокурору.

Рассмотрение обращений доставленных лиц в территориальные органы МВД России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Административным регламентом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным приказом МВД России от 12 декабря 2011 года N 1221.

Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение настоящего Наставления наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах

Задержанные лица могут иметь при себе, хранить, получать в передачах:

продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся с истекшим сроком хранения, алкогольной продукции;

одежду (без поясных ремней, поясов, шнурков, подтяжек, галстуков и шарфов), головной убор, обувь (без шнурков и металлических набоек) — по сезону в одном комплекте;

нательное белье — по сезону в одном комплекте;

предметы личной гигиены и туалетные принадлежности, в том числе туалетное мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и зубной щетки, кремы, расческа;

постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка), полотенце;

столовые предметы (комплект пропиленовой посуды).

Источники: http://alkotraz.ru/zakon-i-obshhestvennyj-poryadok/nahozhdenie-v-sostoyanii-alkogolnogo-opyaneniya.html, http://bukva-zakona.com/shtrafy/nahozhdenie-v-netrezvom-vide-v-obshhestvennom-meste, http://koapkodeksrf.ru/rzd-2/gl-20/st-20-21-koap-rf, http://73.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6602132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...